Письмо как средство развития речи ребенка
Овладение навыками письма происходит параллельно с овладением навыками чтения. При обучении чтению ребенок идет от букв к звукам. В случае с письмом – от звуков к буквам.
Формирование навыков письма проходит три стадии:
1) На первой стадии внимание ребенка сосредоточивается на написании элементов букв, правильной осанке, движении руки, на использовании ручки и тетради.
2) На второй стадии внимание переключается на правильное изображение букв.
3) На третьей стадии формируются навыки связного письма. Здесь внимание школьника сосредоточено на правильном написании букв согласно правилам правописания, и на соединении букв в слова.
Основные трудности при овладении техникой письма часто обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребенка еще развита слабо. Как следствие, рука быстро утомляется, ребенок жалуется на усталость. Все это приводит к различным ошибкам при письме.
Для преодоления данных трудностей специалисты рекомендуют следующее:· во время обучения письму делать перерывы: лучше прерваться, провести гимнастику для пальцев и только потом продолжить письмо;
· упражнять мелкую мускулатуру кисти ребенка (занятия лепкой, вышивание и т.п.);
· практиковать списывание с образца (обращать особое внимание на буквы, выходящие за строчку, зрительно контролировать их как наиболее трудные);
· важно воспитать у школьника бережное отношение к своей тетради, к чистописанию и аккуратности.
Освоение орфографии
Слова в русском языке не всегда пишутся так, как они произносятся и слышатся. Но правила произношения ребенку прививаются задолго до того, как он начинает писать. Нередко малыш стремится написать слово так, как его произносит.
Чем больше ошибок в произношении ребенка, тем труднее происходит освоение орфографии.
Также усвоению орфографических правил письма мешает наличие у ребенка дефектов дикции.
Грамматика
Овладение грамматикой – это овладение законами, которые лежат в основе построения устной и письменной речи. Оно имеет большое значение для развития мышления школьника. Грамматически правильная речь обеспечивает школьнику возможность наиболее точно оформлять свои мысли и излагать их более последовательно.
На начальной стадии изучения грамматики учащиеся, как правило, еще недостаточно ясно осознают, что слово и предмет, который обозначается этим словом, – это не одно и то же. Поэтому младшие школьники склонны относить понятие имени существительного не ко всем существительным, а только к конкретным понятиям. Лишь к 3-4 классу ребёнок приобретает умение различать слова по грамматическим категориям.