Чтение как средство развития речи ребенка
Академия Аристотель

сочетание научного подхода к образованию
с современным инструментарием


Чтение как средство развития речи ребенка

Чтение как средство развития речи ребенка

Чтение – одно из необходимых условий овладения письменной речью. В студиях раннего развития детей нередко обучают чтению с самых ранних лет жизни. Однако специалисты рекомендуют начинать заниматься чтением не раньше 4 лет.

Оптимальным возрастом для обучения чтению является 5-6 лет. В этом возрасте дети уже достаточно хорошо владеют речью, различают звуки и составляют предложения. Согласно исследованиям Т. Г. Егорова, овладение навыком чтения проходит три основные стадии:


1) Аналитическая стадия

Ребенок узнает названия букв и пытается объединить буквы в слоги и слова. На этой стадии синтезировать буквы в более крупные единицы речи получается медленно, малыш часто путает буквы с соответствующими им звуками и, как следствие, делает ошибки. Именно поэтому родителям, которые еще в дошкольном возрасте учат детей читать, рекомендуется сначала изучить с ребенком слоги и только потом переходить к чтению слов и предложений.


2) Синтетическая стадия

Ребенок легко и достаточно быстро синтезирует элементы написания. Однако ошибки имеются и на этой стадии. Это происходит, когда ребенок пытается прочитать слово до того, как он различит его элементы. Ошибки на этой стадии можно предотвратить, если перестать торопиться и быть внимательнее.

3) Аналитико-синтетическая стадия

Ребенок быстро различает и соединяет элементы слов. Это стадия быстрого и правильного чтения.

Когда ребенок уже бегло читает и не делает ошибок, можно переходить к осмысленному чтению. Осмысленное чтение опирается на сложные мыслительные процессы, обеспечивающие понимание содержания текста. Оно развивается не сразу, а в процессе обучения и воспитания. Понимание младшими школьниками того или иного текста зависит от наполненности детского словаря, способности находить основную мысль в прочитанном тексте и связывать отдельные части произведения в общий контекст. Для этого необходимо развивать и обогащать словарный запас детей. Важно учить школьников находить основную мысль рассказа, ввести понятие ключевых слов. Для этого детей учат составлять план прочитанного рассказа, подыскивать наиболее точные заглавия.

Если ребенок преодолел этап осмысления прочитанного и без труда находит основную мысль в тексте, пора начинать работать над выразительностью. Выразительное чтение развивается постепенно и зависит от многих факторов. На это, прежде всего, влияет техника чтения. У учащихся 1-2 классов она зачастую еще не окончательно развита. К тому же дети этого возраста еще плохо владеют грамматикой и не понимают основных средств выразительности речи, таких как сравнение, эпитет или метафора. Все аллегории, пословицы и поговорки на этом этапе развития ребенок воспринимает буквально, поэтому выразительное чтение формируется ближе к средним классам школы, когда школьник начинает воспринимать переносный смысл слов.

Назад к списку