Этапы развития речи ребёнка
Академия Аристотель

сочетание научного подхода к образованию
с современным инструментарием


Этапы развития речи ребёнка

Этапы развития речи ребёнка

Речь – это одно из основных средств общения между людьми. Устная речь формируется у ребёнка, начиная примерно с 2 лет; письменная речь и чтение развиваются уже в школьные годы. Возникновение и развитие речи обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребёнка.

Первые три года жизни являются решающими в речевом развитии малыша. Именно в этот период ребенок накапливает свой пассивный запас слов, которым будет активно пользоваться позже. Поэтому общение со взрослыми – крайне важный этап развития, познания окружающего мира.

До поступления в школу ребенок проходит три основных этапа становления речи. Эти этапы могут являться решающими в языковой, коммуникативной и других областях развития:

Довербальный этап.

Это тот период, когда ребенок еще не говорит, но понимает, что ему говорят окружающие. Однако именно в этот период складываются условия, которые обеспечат полное овладение речью в будущем.


Этап возникновения речи.

В этот период малыш начинает понимать простые высказывания взрослых, произносить первые слова.

Этап речевого общения.

Третий этап охватывает весь промежуток освоения речи до семи лет. В этот период ребенок учится самостоятельно строить словосочетания, соединять их в предложения, а затем в текст. Ребенок совершенствует свою речь для того, чтобы уметь максимально использовать ее в коммуникации.


Советы для родителей по развитию речи ребенка


1. Говорить с ребенком следует максимально просто и корректно. Малыш еще не может понять сложных речевых оборотов. По мере взросления форму речи можно усложнять, чтобы ребенок мог запоминать более сложные конструкции.

2. Задавать ребенку только те вопросы, на которые он сможет ответить. Ощущение уверенности в своих словах и ведение осмысленного диалога обеспечивают комфортное общение.

3. Дети все воспринимают буквально, поэтому при общении с ними не рекомендуется использовать сарказм и переносное значение слов. Согласно исследованиям ученых из университета Калгари (University of Calgary), эта способность приходит к детям лишь с 8-9 лет.

4. Человек – существо социальное. Старайтесь расширять круг общения малыша. Для его речевого развития полезно общение с родственниками, сверстниками и старшими товарищами.

5. Необходимо исключить из собственной речи слова-паразиты при общении с малышом, для того, чтобы избежать копирования им данной привычки.

Назад к списку