Образование и образованность: есть ли разница?
Академия Аристотель

сочетание научного подхода к образованию
с современным инструментарием


Образование и образованность: есть ли разница?

Образование и образованность: есть ли разница?

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...

А. Дистервег.

Что такое образованность


Образованность – понятие весьма обширное. Его определяют, как способность человека мыслить, рассуждать, выстраивая причинно-следственные связи. Это качество личности определяется умением осмыслять явления собственной жизни, извлекать уроки и, благодаря этому, ориентироваться в окружающей среде.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Суть этого хорошо подчеркивается в известном афоризме:

"Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается."



Но зависит ли образованность от образования?


Начитанность и энциклопедическую осведомлённость нередко принимают за образованность. В этом есть доля истины, так как во время получения образования человек расширяет объём своих знаний. Но в равной степени важно уметь правильно распоряжаться этим материалом. То есть образование – это процесс получения знаний и их систематизация. А образованность – применение этих знаний в жизнедеятельности с выстраиванием логических связей.

Человека, окончившего школу или университет, нельзя считать образованным, если он не способен устанавливать причинно-следственные связи, а его размышления нелогичны или основаны на чужом мнении. Не стоит также считать необразованным того, кто не получил высшего образования.

Можно сделать вывод, что образование и образованность – взаимодополняющие элементы, связанные звеном логического анализа и осмысления имеющихся знаний. Образованный человек обладает своей точкой зрения, способен с помощью логических рассуждений грамотно управлять собственной системой знаний.

Назад к списку