К чему приводит геймификация обучения?
Академия Аристотель

сочетание научного подхода к образованию
с современным инструментарием


К чему приводит геймификация обучения?

"То, что вызывает приятные чувства, 
часто оказывается неправильным."

Билл Экхардт 
математик, советник по торговле фьючерсами


Сложно увидеть правду, когда вокруг столько восторженных отзывов и хвалебных статей о пользе геймификации. Несколько лет назад она стала трендом в образовании детей и взрослых.


Геймификация в обучении –  что это? Это образовательный процесс, который сопровождается элементами игры. Во время учебы, изучения теории, решения практических задач обязательной частью становится получение игровых мотиваторов: прохождение уровней, получение вознаграждения, соревнования с искусственным интеллектом или другими учениками.


Однако никто не говорит о результатах такого подхода в обучении, его уместности и реальных причинах применения. Важно помнить, что
академическое образование всегда дает результаты. Оба подхода имеют право на жизнь с одной лишь оговоркой - выбор зависит от цели.

Суть геймификации можно описать примерно так:

  1. взять некий набор действий. Например, выполнение школьных домашних заданий
  2. применить к этому действию «игровые награды» в виде баллов или другой системы мотивации.
И в итоге вдруг все начнут учиться эффективнее и продуктивнее, а мир станет лучше.

Однако если обдуманно оценить такой подход, то можно заметить фундаментальные ошибки. Наличие дополнительных украшений обучения никогда не сделает его результат лучше. Другими слова, можно сколько угодно красиво оформлять конспекты и вклеивать звездочки за выполненные задания в тетрадь, только если эти конспекты не выучить, то шансы получить высокий балл на экзамене стремительно близятся к нуля.


Никто и никогда волшебным образом не научится говорить на иностранном языке, просто постоянно слушая песни и смотря фильмы, как и играть футбол на уровне Роналдо или Месси, просто надев определенные бутсы. Так почему же вдруг решили, что в образовательном процессе это сработает?



В жизни много стресса и требований к своим достижениям. Современный человек часто живет, постоянно соревнуясь с самим собой или другими людьми. И в таком случае идея о легком, веселом и занимательном обучении в игровой форме греет сердце. К тому же многие специалисты говорят о геймификации обучения как об особом компоненте, который можно добавить ради повышения эффективности. Однако не надо тешить себя иллюзиями о высоких результатах.

Геймификация только привела к распространению огромного количества разных интерактивных игр. Во многих центрах геймификация используется для повышения заинтересованности детей и привлечения внимания отличающимся подходом. Тем не менее их балльно-наградная система и веселое обучение совсем не то, что нужно для вовлечения учеников и усвоения знаний.


Качественное обучение уже содержит игровые элементы. Как правило, нужно потрудится и разобраться, чтобы их заметить: они не настолько очевидны, как использование баллов, но дают совсем другой результат.



Лучшие преподаватели давно используют элементы интерактивности и создают процесс обучения, построенный на учебных открытиях, так что для учеников это уже становится своеобразной игрой. И вовсе не следует дополнительно «игрофицировать» обучение, если цель - поступление в престижный вуз или успешная сдача экзаменов.


Назад к списку